Свобода слова по-украински превратилась в тотальное оболванивание избирателей в прямом эфире под их же аплодисменты, пишет в своей колонке в журнале Корреспондент российский журналист Матвей Ганапольский.
Не нужно завидовать Оскару. Звездой может стать каждый. С понедельника по четверг по часу, а в пятницу четыре часа непрерывно у депутатов Верховной Рады и министров правительства - время славы. У звездного часа есть имя - Шустер-Live.
Украинские депутаты и министры съезжаются в телевизионную студию. Они чисто выбриты и в хороших костюмах. У них дорогая обувь и длинные носки, необходимые для съемок. Когда они входят в зал, им аплодируют, и они кланяются в ответ.
Они не задают себе вопросов, а за что, собственно, им аплодисменты и можно ли депутату или министру кланяться, как артист. Этих вопросов нет, потому что на территории Шустер-Live они наконец живут настоящей жизнью. Тухлая интрижная атмосфера Рады, ненавистные коллеги из вражеских фракций, продажные лоббисты из правительства - все это заканчивается на пороге студии, где начинается главное - смачное, профессиональное уничтожение друг друга на глазах миллионов.
Предварив монолог стандартной фразой, мол, "лично я отношусь к Ковбасенко с огромным уважением, но истина дороже…", на голову Ковбасенко выливают ведро помоев. В руках мелькает компромат, листки с расшифровками, бумажки со статистикой и пачки обращений. В этой эфирной народной забаве участвуют все. Тут фракция или партия не имеет значения, потому что если ты не пришел и не сорвал аплодисменты - ты не политик, ты отстой. Если ты сидишь в Раде, пытаясь с коллегами просто решить вопрос о том, как остановить падение страны в пропасть, - ты не моден.
Там, в кабинете, ты должен только подготовиться, а решать вопрос нужно прямо тут, в студии, где можно огорошить оппонента фразой, что решение проблемы очевидно. И громко огласить это решение, растоптав коллегу, сорвав аплодисменты, и победно, с ухмылкой, сев на место. И дальше слушать, как другие топчут тебя, впрочем, дожидаясь, когда тебе снова дадут слово, дабы продолжить эту бессмысленную эфирную иллюзию жизни.
В студию приходит даже премьер, но только для того, чтобы на всю страну проклясть своего Президента. А мудрый Президент хочет прекратить этот преступный пиар и предлагает объявить на него мораторий. Однако, к удивлению, делает это опять же перед камерой, не собрав предварительно участников позора и ни о чем с ними не договорившись.
Но четыре рекордных по рейтингам часа передачи - это не просто пародия на политику, не просто дискредитация института власти как такового. Это предложение к гражданам страны: давайте уничтожать страну вместе! В зале сидят 100 граждан Украины, представляющих точный социальный срез общества. Они смеются, хмурятся и аплодируют. Они сидят с лицами зрителей юмористического шоу, в их руках специальные машинки, чтобы выставлять рейтинг сказанному. Фразы о коррупции имеют особый рейтинг, поэтому политики-артисты особо борются за то, чтобы в финале был отмечен и показан в повторе именно их фрагмент. И не важно, что в коррупции погрязли все. Важно, что против нее высказываются с тем же темпераментом, с каким и берут взятки.
Сотня избранных граждан, забыв, что у них есть право прекратить это издевательство над собой, с интересом наблюдают, как в прямом эфире закапывают их будущее. Для них это тоже звездный час: они будут потом месяц рассказывать, как были в студии и как отвратительна "вся эта власть".
Но через неделю они придут снова, ведь в студии красиво, тепло и ярко, а за ее стенами - увольнения, взлет цен на все и ужасные дороги. Зрители уверены: они выше и принципиальнее ряженых, потому как на все вопросы о доверии власти они голосуют своей машинкой "нет". Но они соавторы этого абсурда, потому как аплодируют всему: и правым и левым, призывам и смести "это продажную власть" и ее не трогать. Они радуются удачному оскорблению и призывам эти оскорбления прекратить. Они не делают только одного: не спрашивают, почему политику им заменили пиаром, почему это происходит на их налоги и когда это прекратится.
Они согласились с тем, что депутат отныне не занимается решением вопросов, нахождений компромиссов и выработкой общего курса, для чего он и предназначен, а работает шоуменом. Они считают, так и должно быть, потому что те же шоумены объяснили им: это - свобода слова.
Но в Украине от всей экономики только это и осталось. И когда программа заканчивается, каждый идет своей дорогой, но депутат шествует к дорогой машине, а зрители - к обменникам покупать доллары, ведь гривня падает все больше и надо спасти оставшиеся гривни. Когда все уходят, в студии остается Савик Шустер, талантливый журналист, автор этого поразительного шоу. За всю программу он произносит едва ли более пары десятков фраз. Он профессионален и просто не мешает гостям говорить. А раздеваются догола они сами.
куда же без политики...
ОтветитьУдалить